МБДОУ Детский сад № 11 Светлячок г.Гуково

Использование педагогических технологий при реализации инклюзивного образования в ДОУ.

 Использование педагогических технологий при реализации инклюзивного образования в ДОУ.

Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся способом, наиболее подходящим данному ребёнку. Инклюзия - явление социально – педагогического характера, соответственно она нацелена на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребёнка. Основой инклюзивного образования является учёт индивидуальных особенностей детей, разнообразия их образовательных потребностей, возможностей, интересов.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

В связи с этим появляется необходимость менять методы, формы и технологии работы. Использование разнообразных технологий инклюзивного обучения позволяет педагогам стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в оздоровительно-развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать себя сильным и уверенным. Каждая технологии реализуется в рамках программы педагогов. Особое внимание уделяется выполнению и реализации дополнительных образовательных программ, отслеживанию результативности обучения, формированию знаний, умений, навыков, творческому портфолио воспитанников, мотивации их к сотрудничеству, участию в различных конкурсах и проектах. 

  Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий

Цель деятельности педагогов нашего ДОУ, реализующего инклюзивную практику, - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка, посещающего  наш детский  сад.
Для достижения этой цели педагоги в своей профессиональной деятельности ставят и решают особые профессиональные задачи.
Одной из таких задач является освоение технологий, методов, приёмов, форм организации работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям  обучающегося.
Рассмотрим, как происходит реализация этой задачи на основе нашего опыта работы с особенными детьми.
На первом этапе организации инклюзивного образования мы используем технологию сотрудничества всех участников образовательного процесса – детей, родителей, педагогов, специалистов. Мы, педагоги достаточно тесно взаимодействуем с семьями наших воспитанников. Все начинается со знакомства, когда дети приходят в наш детский сад.
Узнать, как кого зовут, что дети любят, что их интересует. В процессе знакомства педагог сможет заметить возможности и особенности каждого ребенка. Конечно, при первом знакомстве можно заметить только самые яркие особенности – у ребенка сложности с речью, серьезные проблемы со зрением или слухом. А при более длительном контакте и наблюдении за ребенком педагог сможет отметить проявление других особенностей.
Важно уже при первом знакомстве установить контакт не только с детьми, но и с родителями. Очень важно при этом, чтобы родители сами захотели поделиться с педагогом проблемами своих детей, рассказали о своих пожеланиях. Эту информацию от них мы можем получить, предложив им ответить на вопросы анкеты, либо в личной беседе после общей встречи. Главное, чтобы родители почувствовали доверие к вам и захотели поделиться информацией. Это станет возможным, если педагог сам начнет разговор о том, что образовательное учреждение заботится обо всех детях и предусматривает разные возможности для разных детей. Итак, применение технологии сотрудничества при организации инклюзивного образования состоит в знакомстве и формировании основ взаимодействия всех участников образовательного процесса – детей, педагогов, специалистов, родителей. 
  Технология индивидуального обучения и технологию создания успеха для обучающихся. Здесь особенно важным является создание условий для благополучного развития и обучения с учетом его индивидуальных возможностей. На первых порах посещения  детского сада  детям с нарушениями развития, а в нашем конкретном случае, когда приходят дети с общим недоразвитием речи, на первых порах детям сложно усвоить режим жизни в ДОУ, расписание, длительность занятий и других  режимных моментов..
Безусловно, на первых порах ребенку может потребоваться комплексная помощь в организации его жизни в ДОУ, но при этом педагог постепенно должен перейти к меньшей опеке, увеличению самостоятельности ребенка и его социальной активности. У детей с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому важно предоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе. почувствовать себя в «ситуации успеха» участвующим в общей работе.
При включении особенного ребенка во взаимодействие с одногруппниками используется  технология гуманного воспитания.
Когда особенный ребенок приходит в ДОУ, его окружает большое количество новых людей – детей и взрослых. Важной задачей педагога становится включение ребенка во взаимодействие с одногруппниками. Чаще всего, дети сами подходят друг к другу, знакомятся, предлагают вместе поиграть. В случае с особым ребенком инициатором общения детей часто становится взрослый. Возможно, всем детям группы необходимо объяснить, почему особый ребёнок так отличается от них – плохо говорит,  скован, стеснителен. Рассказать, что ему трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Ведь дошкольники формируют свое отношение к тому или иному обучающемуся своей группы в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым. Если педагог показывает положительное отношение к «особому» ребенку: не старается выделить его из всех детей, включает в занятие, организует взаимодействие на занятии и перемене, то в группе формируются отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи. 
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса 
Особенностью инклюзивного образования является то, что педагог учитывает разнообразие детей в группе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы. Например, учет индивидуальных особенностей можно осуществить, если объединить детей в группы по схожим признакам. 
Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на занятии, педагог инклюзивного группы должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой обучающийся не может полностью успевать за темпом всей группы: выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одногруппниками.
 Технология взаимного обучения основана на предположении, что дети могут многому научиться друг у друга. Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний. На этапе первоначального обучения используется редко. Эта технология является дополнительной по отношению к другим методам обучения. Включение ребенка с трудностями в обучении и поведении в парную работу должно происходить постепенно. Вначале с ним в паре могут работать дети, показывающие явно положительное отношение, готовые помочь и поддержать. Это не обязательно самые лучшие обучающиеся, главный признак здесь – лояльность. Однако здесь важно помнить – необходимо быть очень осторожным в использовании одного ребёнка для поддержки другого. Любой, даже самый добрый ребенок достаточно быстро устает от постоянного груза ответственности. Поэтому по мере формирования у «особого» ребенка умений в области взаимодействия, формирования алгоритма деятельности при работе в паре педагог меняет ее состав. Так вся группа постепенно приобретает опыт взаимодействия с особым ребёнком. На первых порах педагогом отмечается и одобряется не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т.д. 
Включение детей с особенностями в групповую работу также носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на занятии в инклюзивной группе будет не ориентация на успех: «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д. Эти же критерии становятся ведущими не только на занятиях, но и на воспитательных, мероприятиях, проводимых  мероприятиях постепенно приводя к изменению уклада в детском коллективе. 

В дошкольных учреждениях у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных  видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.
Одно из наиболее ценных умений, которых ребенок приобретает в детском саду - это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний.

Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями. Игровые приёмы в обучении и воспитании - обеспечивают занимательность занятий; - учитывают индивидуальные особенности; - активизирую познавательную деятельность, культуру речи; - налаживают процесс сотрудничества учителя и ученика. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Развивается мышление, память, внимание, наблюдательность. Игра выполняет важнейшие функции: - социализации; - коммуникативную; - диагностическую; - коррекционную; - развлекательную. Дидактические игры наглядные словесные демонстрационный материал, (в основе – накопленный опыт раздаточный материал, детей, их наблюдения). раздаточный материал,     игры с игрушками,     игры-инсценировки  многое другое.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. А если рассматривать категорию детей с ОВЗ, то естественно,  добавляется еще направление  по коррекции нарушений  в психическом,  физическом,  эмоциональном  и  речевом  развитии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков  в развитии у детей с ОВЗ.

Приводим перечень  основных здоровьесберегающих  (коррекционных) образовательных  технологий:

-Артикуляционная и мимическая гимнастика

-Дыхательная гимнастика;

-Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной;

-Зрительная гимнастика;

-Психогимнастика;  Психокоррекционные игры;

-Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр; Пальцевая гимнастика с мячом;

-Игры на пространственную активность;

-Самомассаж, массаж карандашами, массаж рефлексогенных зон:  Аурикулярный массаж (уха), 

- массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы, дорожки здоровья;

-Логоритмика;  Физкультминутки; Танцетворчество;

-Музыкальная терапия, Пантомимика;

-Игротерапия;  Сказкотерапия;

-Игры с водой; 

-Ниткография; Конструирование; Леготерапия; Пазлотерапия;

-Рисование: пластилином, природным материалом;

-Лепка из глины и пластилина, тестопластика;

-Оригами; Бумаготворчество; 

 Трудотерапия; Самообслуживание;

-Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии

Информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют:

- повышать познавательную активность ребенка;

- подобрать материал разной степени сложности;

- сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков;

- создать более комфортные условия для успешного выполнения упражнений;

- стремиться исправить увиденную ошибку;

- искать приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику,

- удалить негативизм;

- проявить уверенность в своих силах;

- повысить мотивацию в трудной работе для ребенка;

- дольше сохранить работоспособность;

- видеть результат своей работы;

- получить похвалу со стороны компьютера;

- продолжить свое обучение.

Внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать:

- фонематические процессы;

- мелкую моторику;

- способствуют активизации у детей концентрации внимания;

- памяти;

- мышления;

- расширяют словарный запас и кругозор детей;

- увеличивают речевую активность;

- формируют навыки правильной речи.

В использовании информационно-коммуникационных технологий учителем-логопедом можно выделить следующие преимущества: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной!

Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать мультимедиа презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья использую:

- мультимедиа презентации, которые можно использовать на фронтальной коррекционно-развивающей деятельности по разным лексическим темам («Зима», «Космос», «Осень», «Весна», «Животные холодных стран», «Животные жарких стран» и другие);

- презентации физических минуток;

- презентации релаксации детей;

- презентации гимнастики для глаз;

- игровые упражнения для развития высших психических функций;

- игровые упражнения для активизации речи «неговорящих» детей;

- игровые упражнения для развития фонематического слуха;

- игровые упражнения для запоминания образа буквы, исправления «неправильных» букв, вставляем пропущенную букву, определяем место звука в слове., и т.д.

Успехи  инклюзивной практики: в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков);

• дети с желанием посещают детский сад;

• дети активно и с удовольствием участвуют в различных праздниках, утренниках, концертах

• воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

• родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом;

• педагоги реализуют инклюзивную практику, используя уже имеющийся профессиональный  опыт и знания; принимают участие в разработке индивидуальных образовательных планов.

Мы проводим совместные занятия, мероприятия, мы видим положительную динамику как с той, так и с другой стороны. Дети меняются. Это замечают даже родители здоровых детей, приходят, интересуются, что повлияло на их ребёнка. Дети с проблемами развития приходят к нам, они закрытые, неохотно идут на контакт. Но, когда рядом есть здоровые, которые хотят им помочь и показать, они это чувствуют. Нам приятно видеть улыбки детей, удаётся создать тёплую дружескую атмосферу, дети внимательны друг к другу. Удивительно, но у них даже не возникает конфликтов. Конечно, мы работаем с детьми, готовим их к общению с другими детьми, объясняем им, что мы все разные, но мы так похожи друг на друга, и нам нужно помогать друг другу. Приятно, что наша работа находит поддержку и у родителей.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы  в условиях инклюзии -  является создание адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно – развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка.

18 декабря 2017 в 11:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.