МБДОУ Детский сад № 11 Светлячок г.Гуково
|
Использование педагогических технологий при реализации инклюзивного образования в ДОУ.Использование педагогических технологий при реализации инклюзивного образования в ДОУ. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся способом, наиболее подходящим данному ребёнку. Инклюзия - явление социально – педагогического характера, соответственно она нацелена на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребёнка. Основой инклюзивного образования является учёт индивидуальных особенностей детей, разнообразия их образовательных потребностей, возможностей, интересов. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. В связи с этим появляется необходимость менять методы, формы и технологии работы. Использование разнообразных технологий инклюзивного обучения позволяет педагогам стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в оздоровительно-развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать себя сильным и уверенным. Каждая технологии реализуется в рамках программы педагогов. Особое внимание уделяется выполнению и реализации дополнительных образовательных программ, отслеживанию результативности обучения, формированию знаний, умений, навыков, творческому портфолио воспитанников, мотивации их к сотрудничеству, участию в различных конкурсах и проектах. Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв). Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий Цель деятельности педагогов нашего ДОУ, реализующего инклюзивную практику, - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка, посещающего наш детский сад.
В дошкольных учреждениях у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.
Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями. Игровые приёмы в обучении и воспитании - обеспечивают занимательность занятий; - учитывают индивидуальные особенности; - активизирую познавательную деятельность, культуру речи; - налаживают процесс сотрудничества учителя и ученика. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Развивается мышление, память, внимание, наблюдательность. Игра выполняет важнейшие функции: - социализации; - коммуникативную; - диагностическую; - коррекционную; - развлекательную. Дидактические игры наглядные словесные демонстрационный материал, (в основе – накопленный опыт раздаточный материал, детей, их наблюдения). раздаточный материал, игры с игрушками, игры-инсценировки многое другое. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. А если рассматривать категорию детей с ОВЗ, то естественно, добавляется еще направление по коррекции нарушений в психическом, физическом, эмоциональном и речевом развитии. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков в развитии у детей с ОВЗ. Приводим перечень основных здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий: -Артикуляционная и мимическая гимнастика -Дыхательная гимнастика; -Развитие моторики общей, тонкой и артикуляционной; -Зрительная гимнастика; -Психогимнастика; Психокоррекционные игры; -Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр; Пальцевая гимнастика с мячом; -Игры на пространственную активность; -Самомассаж, массаж карандашами, массаж рефлексогенных зон: Аурикулярный массаж (уха), - массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы, дорожки здоровья; -Логоритмика; Физкультминутки; Танцетворчество; -Музыкальная терапия, Пантомимика; -Игротерапия; Сказкотерапия; -Игры с водой; -Ниткография; Конструирование; Леготерапия; Пазлотерапия; -Рисование: пластилином, природным материалом; -Лепка из глины и пластилина, тестопластика; -Оригами; Бумаготворчество; Трудотерапия; Самообслуживание; -Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии Информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Информационно-коммуникационные технологии позволяют: - повышать познавательную активность ребенка; - подобрать материал разной степени сложности; - сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков; - создать более комфортные условия для успешного выполнения упражнений; - стремиться исправить увиденную ошибку; - искать приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику, - удалить негативизм; - проявить уверенность в своих силах; - повысить мотивацию в трудной работе для ребенка; - дольше сохранить работоспособность; - видеть результат своей работы; - получить похвалу со стороны компьютера; - продолжить свое обучение. Внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать: - фонематические процессы; - мелкую моторику; - способствуют активизации у детей концентрации внимания; - памяти; - мышления; - расширяют словарный запас и кругозор детей; - увеличивают речевую активность; - формируют навыки правильной речи. В использовании информационно-коммуникационных технологий учителем-логопедом можно выделить следующие преимущества: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной! Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать мультимедиа презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья использую: - мультимедиа презентации, которые можно использовать на фронтальной коррекционно-развивающей деятельности по разным лексическим темам («Зима», «Космос», «Осень», «Весна», «Животные холодных стран», «Животные жарких стран» и другие); - презентации физических минуток; - презентации релаксации детей; - презентации гимнастики для глаз; - игровые упражнения для развития высших психических функций; - игровые упражнения для активизации речи «неговорящих» детей; - игровые упражнения для развития фонематического слуха; - игровые упражнения для запоминания образа буквы, исправления «неправильных» букв, вставляем пропущенную букву, определяем место звука в слове., и т.д. Успехи инклюзивной практики: в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков); • дети с желанием посещают детский сад; • дети активно и с удовольствием участвуют в различных праздниках, утренниках, концертах • воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой; • родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом; • педагоги реализуют инклюзивную практику, используя уже имеющийся профессиональный опыт и знания; принимают участие в разработке индивидуальных образовательных планов. Мы проводим совместные занятия, мероприятия, мы видим положительную динамику как с той, так и с другой стороны. Дети меняются. Это замечают даже родители здоровых детей, приходят, интересуются, что повлияло на их ребёнка. Дети с проблемами развития приходят к нам, они закрытые, неохотно идут на контакт. Но, когда рядом есть здоровые, которые хотят им помочь и показать, они это чувствуют. Нам приятно видеть улыбки детей, удаётся создать тёплую дружескую атмосферу, дети внимательны друг к другу. Удивительно, но у них даже не возникает конфликтов. Конечно, мы работаем с детьми, готовим их к общению с другими детьми, объясняем им, что мы все разные, но мы так похожи друг на друга, и нам нужно помогать друг другу. Приятно, что наша работа находит поддержку и у родителей. Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзии - является создание адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно – развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка. 18 декабря 2017 в 11:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.