МБДОУ Детский сад № 11 Светлячок г.Гуково
|
Проект «Сказки Тихого Дона»
25 мая [вс]
Проект «Сказки Тихого Дона» Авторы: Труфанова М.С. - воспитатель Изварина А.Ю. – воспитатель г. Гуково 2020 – 2021гг «Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней» А.В. Луначарский Вступление. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми дошкольного возраста становится патриотическое воспитание. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и это, формируется в ребёнке постепенно. Действенным средством воспитания патриотизма, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Изучение казачьих традиций, легенд, сказок и песен, поможет восстановить связь поколений. Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям, помогает воспитать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа, дети смогут принять активное участие в возрождении своего края. С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В связи с этим, на базе Детского сада № 11 «Светлячок», в 2014 году был создан музей «Казачий Курень», который реализует свою деятельность по сей день. Музейная деятельность осуществляется на основе гуманистических принципов и методов, опирается на хозяйственный уклад, бытовые традиции и фольклорные жанры казачества. Проведенное анкетирование и беседа с дошкольниками показали не достаточный уровень знаний о казачестве и истории родного края. Поэтому мы разработали и реализовали дополнительный проект «Сказки Тихого Дона». Актуальность данного проекта, по нашему мнению, состоит в поиске общих нравственных и моральных ценностей. Мы все разные, но живём по общим законам добра, справедливости и любви. Наши дети не только слушают сказки, но и очень любят их сочинять. Прочтение, обсуждение, создание героев и обыгрывание сказок Тихого Дона, даст новый толчок для творческого развития детей. Проектная деятельность по изучению сказок Донского края, в сочетании с художественной и театрализованной деятельностью, позволят обеспечить комплексное изучение культуры быта и жизни казаков, воспитают и сохранят «человеческое» в наших детях. Участники проекта: дети среднего и старшего возраста, воспитатели, родители (законные представители). Сроки проведения: сентябрь 2020г. – май 2021г. Межпредметные связи: познавательная, художественно-творческая, театрализованная деятельность. Цель:Развитие нравственно-патриотического воспитания у дошкольников через чтение сказок Тихого Дона в процессе художественно-творческой и театрализованной деятельности. Задачи: Образовательные: - формировать у дошкольников элементарные представления о народах, проживающих в Донском крае, их традициях, обычаях, культуре, устном народном творчестве; - знакомить со сказками Донского края, их традициями и культурой. Воспитательные: - воспитывать уважение к национальным традициям народов, толерантность к представителям разных национальностей, гражданственности и патриотизма. Развивающие: - формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения, развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекать их в словотворчество. Этапы работы над проектом. Работа над проектом проводилась в 3 этапа. На первом, подготовительном этапе, было проведено анкетирование родителей и беседа с детьми о жизни и быте казаков, разработан план проекта, подобраны сказки для чтения детям. Второй, практический этап работы с дошкольниками начали с чтения и знакомства детей со сказками Тихого Дона, накапливая знания различных сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая и анализируя сюжеты, мы знакомили детей с духовными и историческими ценностями народов Донского края. Полученные знания закреплялись в художественно-творческой деятельности. Посещали музей «Казачий курень», расположенный на базе Детского сада. Третий, итоговый этап, завершился изготовлением детьми и их родителями (законными представителями)героев сказок. Готовые герои были использованы в театрализованной деятельности дошкольников. I Этап. Подготовительный. 1. Анкетирование родителей, беседа с детьми. 2. Создание творческой группы из числа педагогов, родителей и детей для работы над проектом. 3. Сбор, изучение, обработка информации по теме проекта, подборка сказок Тихого Дона. 4. Создание предметно-развивающей среды в групповых помещениях. II Этап. Практический. 1. Чтение сказок Тихого Дона: «Про царскую дочь и пастуха», «Чёрная коровушка и Аннушка», «Репка», «Кот и Лиса», «Ванюшка и Баба Яга», «Казак и Лиса», «Теремок», «Про царскую дочь и козлёнка» и др. 2. Беседы с детьми о национальных традициях, образе жизни, историческом прошлом жителей Дона 3. Экскурсии в музей «Казачий курень». 4. Анализ прочитанных сказок, рассматривание иллюстраций, поиск общего в сказках донского народа (победа добра над злом, характерные черты героев: смелость, наблюдательность, ум, желание помочь слабым, стойкость в борьбе с ложью и злом, трудолюбие и т.д). 5. Художественно-эстетическое развитие: - Раскрашивание орнаментов, характерных для казачьих национальных костюмов, посуды III Этап. Итоговый. 1. Изготовление героев сказок с детьми и их родителями (законными представителями) из бумаги, пластилина, пряжи, а так же используя предметы заместители. 2. Обыгрывание и показ сказок детьми, с использованием выполненных своими руками героев. 3. Оформление книги со сказками Донского края с иллюстрациями (рисунками детей), с использованием полученных знаний в ходе проектной деятельности. Выводы: В процессе реализации проекта мы пришли к следующим выводам: 1. Знакомство со сказками Донского края помогло воспитанию у дошкольников уважения к национальным традициям народов Донской земли, к представителям разных национальностей, гражданственности и патриотизма. 2. Воспитанники приобрели навыки и умения работы со сказками, умение рассуждать, делать умозаключения, создавать героев сказок, используя их в театрализованной деятельности и игре, проявляя фантазию и воображение. Информационные источники: 1. Донские казачьи сказки. Ростов-на-Дону: ООО «КАСС» 2004. 2. П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона», Ростов-на-Дону, 1969 г. 3. Лучшие сказки. М.:Дрофа-Плюс, 2004. 4. Любимые сказки. М.: Эксмо, 2006. https://youtu.be/rJ6yXcbMhBQ |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.